Сравнительный анализ былины "Добрыня и Змей"
и сказки "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Бешта Майя Владимировна
Оба произведения относятся к одному эпическому роду, но это разные жанры. Былина "Добрыня и Змей" входит в состав Киевского цикла воинских героических былин, а сказка "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"-это волшебная героическая сказка. Сказка и былина – произведения героического плана. Основная их тема- борьба с чужеземным врагом (змеем), их объединяет общий патриотический пафос звучания.В сказке речь идет о том, как Добрыня избавил землю русскую от Змея и спас людей из-за точения. В былине речь идет также об избавлении Руси от набегов чудовища.
Главный мотив обоих произведений традиционен для эпоса героического плана, это поединок один на один богатыря-защитника русской земли со змеем. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Вот как Добрыня отвечает Змею: «Ах ты, змея проклятая, ты сначала возьми Добрынюшку, потом и хвастайся, а пока Добрыня не в твоих руках»
Былинный герой бьется со Змеем три дня:
Заводила она бой-драку великую,
Они дрались со Змеем трои сутки, …
Он подрался со Змеем еще три часа,
Он побил Змею…
И Добрыня сказочный бьется три дня и три ночи. Оружия у них одинаковые. В первой битве герои используют «пухов колпак … да земли греческой.. да в целых три пуда», а сказочный- «шляпу греческую, песку желтого ни много ни мало - пять пудов». Шапка – колпак появляется неожиданно, так как в первом бою у богатырей нет оружия при себе. Им помогает сама мать-земля. А в следующем бою показывается их добрая сила (гиперболизируется). «Добрыня Змея Горыныча левой рукой к земле положил, а правой рукой шелковой плеткой охаживал», и былинный герой использовал в бою против Змея плеточку. В обоих произведениях есть помощники: добрый конь, матушка, природа (природные явления, земля).
Рассматриваемая былина по композиции мало чем отличается от сказки: завязка, развитие действия, концовка. В сказке есть зачин (Жила-была вдова…)
В обоих произведениях разносится весть о Змее, обитающем на Пучай-реке, который держит в пещерах народ:
Там сидит сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой –то народ силы-той и смерти нет.
Защитников предостерегает об опасности матушка: «Пучай-река свирепая, сердитая. Из первой струйки огонь сечет, из второй струйки искры сыплются, из третьей струйки дым столбом валит…» И природа помогает героям, предупреждая о надвигающейся опасности:
Не успел Добрыня словцо смолвити -
Ветра нет, да тучу нанесло,
Тучи нет, да будто дождь дождит…
Добрыня вступает с ним в бой и одолевает Змея, но он его не убивает, а заключает с ним договор, «кладет заповедь». Змей обещает не налетать больше на Киев, Добрыня обещает не ездить больше в змеиные края. Змей тут же нарушает заповедь: он уносит племянницу царя, Забаву Путятишну. По велению Владимира Добрыня выручает девушку и убивает Змея.
Можно говорить о кольцевой композиции в обоих произведениях, так как в них происходит возвращение изображаемого мира в прежнее состояние. В обоих произведениях Добрыня очистил русскую землю от Змея.
Сказка начинается традиционным зачином («Жила-была под Киевом вдова»), традиционного запева в этой былине нет, действие прямо начинается с завязки:
Добрынюшке -то матушка говаривала,
Да и Никитичу-то матушка наказывала…
Оба произведения имеют традиционную концовку, в силу специфики того и другого жанра.
В обоих произведениях героев немного ( Добрыня, вдова Мамелфа Тимофеевна, князь Владимир, Змей, Забава Путятишна). Главные герои противопоставлены по принципу антитезы. Они антагонисты. Враги обоих героев- страшный Змей. Пространственно-временные отношения в этих произведениях происходят в прошлом, что прямо обозначается в тексте. В сказке это указано в зачине (жила-была), в былине же не совсем для этого жанра, например, говаривала, наказывала, «распотелося».
Герои преодолевают большое пространство до встречи с врагом, основные события разворачиваются в одном определенном месте. Главные герои проживают под Киевом, главное действие в произведениях происходит в Киеве, точнее на Пучай-реке. В сказке время же показано так: «День уходит за днем, будто дождь дождит, а неделя за неделей как река бежит». Повествование в сказке, былине прерывается диалогами, особенно значимы разговоры для развития действия героев-антагонистов. Разговоры являются толчком к поединку. Чудище похваляется своей силой, а богатыри дают противнику достойный ответ.
Оба произведения отличает особый ритмичный строй. В былине использован речитативный тонический стих, сказка носит прозаический характер, но в ней тоже есть своеобразный ритм, который создается через частое использование синонимических повторов (стегать-охаживать), используются эпитеты (добрый конь, чисто поле). Большую роль играют гиперболы, прежде всего они помогают подчеркнуть силу богатырскую («Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов…»), мощь противника.
В повествовании отчетливо дает о себе знать фольклорный закон троичности. («он по три дня тут былиц кликал», «дрались со Змеем тут трое суток» и др.)
В заключении можно сказать, что эти произведения очень похожи (составом героев, темой, сюжетом). Оба произведения имеют гуманистический и патриотический характер, хотя при этом во многом отличаются по своим жанровым поэтическим характеристикам.